Знаменитые евреи Ростова
Александр Печерский – руководитель восстания в лагере смерти «Собибор»
Александр Аронович Печерский родился 22 февраля 1909 г. в семье кременчугского адвоката, у него было три брата и сестра. В 1915 г., в связи с приближением фронта, его семья эвакуировалась в Ростов-на-Дону. С 17 лет Александр начал работать электриком на паровозоремонтном заводе. Позже работал бухгалтером, а перед Великой Отечественной войной - заместителем ректора Финансового института по хозчасти, руководил художественной самодеятельностью.
В июне 1941 года Печерский был мобилизован в армию, в сентябре аттестован как техник-интендант 2 ранга (лейтенант). Воевал в звании старшего лейтенанта в 596 артиллерийском полкй 19-й армии. В начале октября 1941 г. под Вязьмой армия попала в окружение. Когда кончились боеприпасы, А.А. Печерский попал в плен, но сумел скрыть свое еврейское происхождение.
Находился в Смоленском лагере, семь месяцев проболел тифом. После неудачной попытки бегства в мае 1942 года был отправлен в штрафную команду в лагерь в г. Борисов. Здесь при медосмотре было установлено его еврейское происхождение, и 20 августа 1942 г. он отправлен в Лесной лагерь под Минском, затем в Минский рабочий лагерь. Неудачные попытки бегства оканчивались без тяжелых последствий, поскольку он был в собственной одежде (а не в полосатой лагерной) и считался «пойманным в первый раз». В лагерях всегда добровольно шел на тяжелую работу, чтобы быть в форме и получать улучшенное питание.
В составе первой партии (2000 человек) узников Минского лагеря, включавшей советских военнопленных-евреев (600 человек), 22 сентября 1943 г. Был отправлен в лагерь смерти Собибор близ Влодавы в Люблинском воеводстве (Польша). По словам Алексея Вайцена (находился в лагере с мая 1942 г.), Печерский заметно выделялся среди заключенных («высокий, стройный блондин с волевым лицом командира», «он излучал на окружающих энергию и уверенность»).
В Собиборе находились евреи из Польши, Чехословакии, Франции, Нидерландов. В этом лагере было уничтожено 200-250 тысяч евреев. В лагере существовала подпольная группа во главе с польским евреем Леоном Фельдхендлером, с которым Александр Печерский вскоре сблизился и предложил свой план освобождения. Печерский (подпольная кличка «Сашка») вместе с товарищами разработал план восстания, которое было успешно осуществлено под его руководством в суккот, 14 октября 1943 г. (это было единственное успешное восстание в лагерях уничтожения).
В 16 часов дня истощенные и безоружные восставшие убили всех эсэсовцев (11 офицеров) и около 40 охранников-бандеровцев, захватили оружие и прорвали ограду. Через час начался побег – из 550 заключенных на волю вырвалось 320 человек. Большая их часть погибла. Печерский в составе группы в 60-70 человек (в свою очередь, разбитой на небольшие группы по 10-12 человек) переправился через Буг и 20 октября 1943 г. вышел к польским партизанам Брестского партизанского соединения, а затем попал в один из его отрядов. В партизанском отряде, командир которого не хотел брать к себе евреев, он был в диверсионной группе подрывником (пустил под откос два эшелона).
В феврале 1944 г. партизанский отряд соединился с частями Советской армии. Александр Аронович Печерский был отправлен в фильтрационный лагерь, а затем в штрафной батальон «искупить свою вину за нахождение в плену». В августе 1944 года в первом же бою был тяжело ранен. В 1945 году, находясь в госпитале, был демобилизован в звании капитана. С этого времени его верной спутницей стала фронтовая подруга, медсестра Ольга Ивановна. Никаких воинских наград Печерский не получил. Пенсия ему была назначена грошовая (сначала 60, потом 100 руб. при средней зарплате 230 руб.).
Находясь в госпитале, написал в форме писем сестре Зине воспоминания (еще в лагере, затем в партизанском отряде начал вести зашифрованный дневник), которые показал Антокольскому, Каверину и другим писателям, поддержавшим их публикацию (осуществлена на идиш небольшим тиражом и без упоминания еврейства автора).
В 1945 году Печерский вернулся в Ростов-на-Дону, постоянно находясь под наблюдением органов госбезопасности. Работал администратором Театра музкомедии. В 1950-1953 гг., когда проходила кампания борьбы с «безродным космополитизмом», он был исключен из партии и уволен с работы, за его национальность и за нахождение в плену (на жизнь пришлось зарабатывать рисованием картин и изготовлением ковров, находясь на иждивении жены).
Видимо, это была реакция на публикацию им на идиш и на русском языке книги его воспоминаний «Восстание в Собиборе» (Москва, 1946 г.), которые были переизданы в 1964 г. «храбрым» молодежным издательством (вымарало его отчество, он стал просто «Сашкой») и в декабре 1973 г. в журнале «Советиш геймланд» (на русском языке в сборнике «Год за годом», вып. 3, 1987 г.).
От более серьезных репрессий его, вероятно, спасла международная известность (помимо публикации его воспоминаний, вскоре после его освобождения на страницах «Комсомольской правды» было рассказано о восстании в Собиборе, а в Голливуде был снят фильм «Сашка»). Таким репрессиям подвергся его старший брат Борис, директор спектакля «Цирк на сцене», покончивший жизнь самоубийством в 1958 г., когда был арестован.
После 1953 г. был рабочим багетной фабрики, мастером мебельного комбината, но большую часть жизни проработал техником-нормировщиком Ростовского машиностроительного завода. А.А. Печерский делал все от него зависящее, чтобы сохранить память о Собиборе, выступая с публичными лекциями, встречаясь со школьниками. Около трех лет он был депутатом райсовета. В 1963 г. он выступил свидетелем на судебном процессе в Киеве над 11 скрывавшимися охранниками лагеря Собибор. В 1966 г. он также выступил свидетелем в г. Хигене (Германия) на процессе над шестью охранниками лагеря Собибор. 18 января 1990 г. его не стало. Несмотря на очевидный героизм подвига А.А. Печерского, ходатайство о присвоении ему звания «Герой Советского Союза» было отклонено.
Несколько слов о судьбе лагеря Собибор. Через три дня после восстания по приказу Гиммлера началось уничтожение лагеря смерти: были снесены бараки, снято проволочное ограждение, вся площадь перепахана и на пропитанной кровью полумиллиона евреев земле посажен молодой лес, чтобы скрыть преступление нацистов. В 1965 г. польское правительство установило здесь памятник. Для этого был выкорчеван посаженный гитлеровцами лес, из земли, пропитанной кровью мучеников, полной человеческих костей и золы от сожженных тел, в центре насыпан лагеря был курган диаметром 50 м и с цоколем высотой 1 м. В цоколе сделаны «окошки», в которых видны человеческие кости, челюсти, протезы, волосы. У входа на территорию бывшего лагеря установлен памятник высотой 5 м - скорбящая женщина с ребенком - из сплава ржавого цвета, который на фоне высокого каменного четырехугольного цоколя выглядит как обрызганный кровью.